Наставничество в Школе.

 Одной из важнейших задач школьной администрации является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-­воспитательной среде. Решить эту проблему поможет создание системы школьного наставничества.

Наставничество как одна из форм работы с молодыми специалистами существует давно.

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога ­наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.

В последнее время все чаще наставничество подменяют другими понятиями: "тьюторство", "коучинг", "менторинг".

В современной педагогике используются два термина: "наставничество" и "тьюторство", последнее понятие получило широкое распространение в странах Европы и Северной Америки. Тьюторство – это иной опыт, иная система воспитания, появилось в России в связи с тем, что созданная система наставничества в конце 80­х годов прошлого века была разрушена. Тьютор – наблюдатель за воспитанниками, в английском языке – домашний учитель, репетитор, воспитатель. Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Кроме того, наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог­наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.

Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог­наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.


В этом учебном 2020-2021 году  в нашу школу приехал молодой специалист, учитель начальных классов Челядина Ульяна Вячеславовна.  В помощь молодому педагогу прикрепили опытного педагога - учителя начальных классов Кунах Ирину Васильевну. Учитель-наставник Кунах Ирина Васильевна провела большую работу с молодым специалистом. В начале учебного года оказывалась методическая помощь в подготовке рабочих программ по предметам, воспитательному плану, планированию внеурочных занятий, подбору методической литературы. Оказана помощь в выборе методической темы по самообразованию.

В процессе посещения уроков, по их итогам были даны рекомендации в подготовке конспектов, обсуждались пути решения трудностей в подготовке к урокам, проводились консультации. Проведена беседа: «Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала», «Подбор контрольно-измерительного материала»
В конце года организовано взаимопосещение уроков учителями начальных классов.

В этом году школа богата на практикантов- студенты проходящие практику в МБОУ Ковриновской СОШ, за которыми тоже были закреплены наставники. Учитель наставник  Памбах Олеся Юрьевна- студент практикант Лукьяненко А.С., 

Воспитатель - наставник  Чеботарева Алла Викторовна- студент практикант Дороченко А.Г.

С 1 апреля по 28 апреля ОДО МБОУ Ковриновская СОШ стало впервые базой для прохождения практики студентки дошкольного отделения Константиновского педагогического колледжа. Студенческая практика необходима, ведь приходя работать, студенты теоретически подкованы, но не имеют практических навыков работы с детьми, а иногда просто их боятся.
      Чтобы обеспечить успешное педагогическое взаимодействие воспитателя с практиканткой Дороченко А.Г..,  воспитатель Чеботарева Алла Викторовна использовала  показ всех режимных моментов в течение дня, где реализуются образовательные области «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность».   Воспитатель помогала практикантке в разработке всех занятий по НОД по всем 5 направлениям.  («Счет в пределах 5»; «Солнечные зайчики»;  «Этот загадочный космос» и др.) А также оказывала методическую помощь в подготовке демонстрационного и наглядного материала.  Оказывала помощь при проведении занятий.
        Организация данной работы позволила увидеть, как должен быть организован  образовательный процесс в детском саду в течение всего дня, а студентка получила представление о разнообразии задач и направлений работы в сфере дошкольного образования и попробовала сама творчески  применить полученные теоретические знания, которые нуждаются в постоянном совершенствовании.


Студенты успешно прошли практику получили высокие отзывы от своих наставников.

Надеемся , что наша молодежь проходящая обучения в педагогических учебных учреждениях по окончании своего обучения вернуться  работать в нашу Школу.