Словарь терминов современного педагога трактует понятие о функциональной грамотности следующим образом: «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре». Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия.Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.
22 февраля 2022 года Ермаковой М.С., заместителем директора по УР проведен семинар на методическом Совете Школы "Реализация функциональной грамотности в ОУ".
Из выступления зам.директора по УР:
"В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:
обучение на уроках должно носить деятельностный характер;
учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности ;
предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;
используются продуктивные формы групповой работы;
обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.
Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Для этого необходимо:
использовать в обучении инновационные методы, современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии, т.е. использовать технологии дистанционного обучения, применять on-line уроки лучших преподавателей.
психологическое содействие в выборе наиболее продуктивных методов и средств обучения;
совместное (коллегиальное) обсуждение процесса и результатов профессиональной деятельности...."
Марина Сергеевна проилюстрировала возможность контроля за развитием функциональной грамотности у обучающихся на платформе РЭШ (Российская электронная школа).
Кадырова Наталия Валериевна-учитель информатики, в ходе семинара поделилась опытом ,ответила на вопросы педагогов о проблемах возникающих на платформе РЭШ по созданию мероприятий для классов по функциональной грамотности. Педагоги смогли практически поработать на платформе "Российская электронная школа", через свои личные кабинеты.
В семинаре МС приняли участие педагоги работающие по направлениям: математическая грамотность-Сагайдак Т.К., естественнонаучная грамотность - Сонченко И.Н., креативное мышление- Кадырова Н.В., глобальные компетенции- Непокрытая О.А., финансовая грамотность- Ермакова М.С., читательская грамотность- Кошелева Л.П.
В завершении работы семинара Марина Сергеевна отметила эффективную работу ТГ по применению функциональной грамотности на своих уроках , а также обратила внимание на вовлечение остальных педагогов (на заседаниях методических объеднений) в работу по формированию функциональной грамотности у обучающихся.