Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания. Для реализации данной задачи я использую на уроках обществознания проектный метод.Свое предназначение как учителя вижу в том, чтобы учить детей всему тому, что способствует развитию свободного и системного мышления, формируя у них умения и навыки исследования, и в том, чтобы при этом учиться самой, ведь, как говорил Д.И.Писарев, «всякое настоящее образование есть самообразование». Проектная методика позволяет реализовать эти цели.Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной.
Секрет успеха проектной методики на уроках обществознания состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается. Результативность подобной работы проявляется в том, что дети познают азы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свои выводы, у школьников воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность. Выводы и предложения, сделанные ребятами в своих работах, становятся материалами для обсуждения.
Один из таких уроков в 6 классе прошел в четвертой четверти 2022-2023 учебного года . Тема урока: "Конфликты в межличностных отношениях", дано задание ,на опережение, подготовить проект "О нас и нашем классе" ( рассказать о своих друзьях,чем они занимаются, как и во что играют, что мастерят, показать любимые занятия, поделки,игры). Как всегда, кто-то подошел ответственно к заданию, а кто-то просто проигнарировал! Когда девочки показали свои проекты (презентации -авторы Бондарь Анастасия и Святкина Диана , Левина Наташа) о своем классе, я была приятно удивлена, насколько они уважительно отзывались о своих одноклассниках, вспомнили свое первое знакомство в 1 классе, любимые совместные занятия, свои первые ощущения когда пришли в основную школу знакомясь с новыми учителями, о своём классном руководители Кошелевой Лилии Петровне. Да не только я, но и весь класс остался доволен, стали вспоминать множество событий за прошедший учебный год. Далее на уроке мною предлагается разыграть сценку из жизни класса: о взаимоотношениях в классе, казалось бы безобидных шутках, которые доставляют огорчение. Шестиклассники с удовольствием принялись к обсуждению поставленной задачи. Определились с конфликтной ситуацией (они выбрали урок русского языка) , а проанализировать их сценку, сделать вывод предложили одноклассницам подготовивишим проекты дома.
В конце урока все вместе сделали вывод : ребята стали меньше конфликтовать, а причина, в умении искать компромис и готовность каждого к сотрудичеству, но поняли насколько можно обидеть человека, казалось бы, безобидной шуткой!!!