Заседание МС по вопросу реализации функциональной грамотности в ОУ.

Словарь терминов современного педагога трактует понятие о функциональной грамотности следующим образом: «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре». Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия.Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.

22 февраля 2022 года Ермаковой М.С., заместителем директора по УР проведен семинар на методическом Совете Школы "Реализация функциональной грамотности в ОУ". 

Из выступления зам.директора по УР:

"В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с  компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:

  • обучение на уроках должно носить деятельностный характер;

  • учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности ;

  • предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;

  • правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;

  • используются продуктивные формы групповой работы;

  • обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.

Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Для этого необходимо:

  • использовать в обучении инновационные методы, современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии, т.е. использовать технологии дистанционного обучения, применять on-line уроки лучших преподавателей.

  • психологическое содействие в выборе наиболее продуктивных методов и средств обучения;

  • совместное (коллегиальное) обсуждение процесса и результатов профессиональной деятельности...."

Марина Сергеевна проилюстрировала возможность контроля за развитием функциональной грамотности у обучающихся на платформе РЭШ (Российская электронная школа).

Кадырова Наталия Валериевна-учитель информатики, в ходе семинара поделилась опытом ,ответила на вопросы педагогов о проблемах возникающих на платформе  РЭШ по созданию мероприятий для классов по функциональной грамотности. Педагоги смогли  практически поработать  на платформе "Российская электронная школа", через свои личные кабинеты.

В семинаре МС приняли участие педагоги работающие по направлениям: математическая грамотность-Сагайдак Т.К., естественнонаучная грамотность - Сонченко И.Н., креативное мышление- Кадырова Н.В.,  глобальные компетенции- Непокрытая О.А., финансовая грамотность- Ермакова М.С., читательская грамотность- Кошелева Л.П.

В завершении работы семинара  Марина Сергеевна отметила эффективную работу ТГ по применению  функциональной грамотности на своих уроках , а также обратила внимание на вовлечение остальных педагогов (на заседаниях методических объеднений) в работу по формированию функциональной грамотности у обучающихся.